Эйфелева башня: все, что нужно знать туристу

 

 

Эйфелева башня является самым посещаемым объектом среди достопримечательностей мира. За 2007 год ее посетило более 7 млн. человек, а всего за время функционирования объекта на нем побывали более 236 млн. человек. Естественно, что такая популярность вызывает громадные очереди.

Часы работы, цена билетов, история,  как пройти без очереди

 

 

График работы в 2016 году

 

Теоретически Эйфелева башня открыта для посещений каждый день, если исключить возможные природные и социальные катаклизмы.

 

В летние дни (период с 15.06.2016 по 1.09.2016) комплекс открывается в 9 часов. Закрытие происходит постепенно:

В 23.00 закрывается лифт, ходящий на вершину башни. В полночь – лифт и лестница на 2 этаж комплекса.

Вся башня закрывается в 0.45.

Такая система позволяет избежать очередей на выходе.

 

 

Во все остальное время Эйфелева башня открыта для посещения чуть позже, с 9.30. Меняется и график закрытия:

Лестница, ведущая на второй этаж комплекса, закрывается в 18.00.

Лифт до вершины работает до 22.30.

Лифт, обслуживающий второй этаж, заканчивает работу в 23.00.

Весь комплекс заканчивает работу в 23.45.

 

 

 

Стоимость входных билетов

 

 

Лифт, второй этаж, евро

Лифт, третий этаж (вершина), евро

Лестница, второй этаж, евро

До 1.09.2016

После 1.09.2016

До 1.09.2016

После 1.09.2016

До 1.09.2016

После 1.09.2016

Детский (4-11 лет)

4,50

4,0

11,0

10,0

3,50

3

Юношеский (12-24 года)

7,00

8,50

13,50

14,50

4,0

5,0

Взрослый (с 25 лет)

9,00

11,0

15,50

17,0

5,0

7,0

 

Как избежать очередей?

 

Чтобы не стоять в очередях, можно зарезервировать столик в каком-нибудь и�������������� ресторанов, расположенных в башне. Эти заведения имеют собственные отдельные лифты, на которые не распространяются правила общей очереди.

Второй способ – это заказать билет через интернет. Официальный сайт башни позволяет приобрести и распечатать электронный билет за безналичный расчет. С таким билетом можно миновать очередь, но прийти лучше хотя бы минут на 10 раньше указанного времени. А вот если опоздать больше, чем на полчаса, то билеты пропадут. Деньги при этом не возвращают.

 

При покупке электронных билетов следует тщательно распланировать график будущей поездки, чтобы точно знать, на какой день назначена экскурсия. Дело в том, что покупка электронных билетов на определенное число стартует ровно в 8.30 утра за три месяца до его наступления. Как правило, все билеты на конкретную дату раскупаются за два–три часа. Шансов купить электронный билет раньше, чем за три месяца до посещения, немного. Разве что только один билет и не в «горячий» сезон. Так что лучше приобрести их заранее.

 

 

История Эйфелевой башни

 

Самое знаменитое строение Франции, символ Парижа и всей страны, первоначально рассматривалось лишь как временная постройка. В 1889 году Франция готовилась отметить столетие Великой Французской революции. К этой дате решено было провести Всемирную выставку, которую надо было оформить надлежащим образом. Кроме того, французы надеялись обойти американцев, построивших незадолго до этого Вашингтонский монумент высотой 169 метров. Решить эту задачу попросили известного архитектора Густава Эйфеля.

 

 

Несмотря на неожиданность предложения, в запасниках у Эйфеля нашлись ранее невостребованные чертежи башни из металла. Ее проектная высота составляла 300 метров. Проект и патент были готовы к 18 сентября 1884 году. Позже Густав Эйфель выкупил все права на башню у своих сотрудников.


Для оформления выставки было решено провести общенациональный конкурс. В нем приняли участие 107 различных архитектурных и инженерных проектов оформления будущей выставки. Были оригинальные решения в виде гигантской гильотины. По задумке разработчиков, этот символ являлся бы наиболее ярким воспоминанием о Великой французской революции. Также вносились проекты башни из камня, но такой проект оказался бы слишком трудоемким и дорогим, как показало строительство Вашингтонского монумента.

Большинство представленных на конкурсе работ имело в своем основании проект Эйфеля, так что неудивительно, что проект Густава попал в четверку финалистов. Когда Эйфель к чисто инженерному сооружению добавил декоративные решения, то у комитета не осталось никаких сомнений в победителе конкурса. Самое интересное, что первоначально идею создания такой башни выдвинули два подчиненных Эйфеля. Это были Морис Кехлен и Эмиль Нугье. Но вся слава досталась именно Густаву Эйфелю.


Решающим фактором, определившим победу проекта Эйфеля, стали конструктивные особенности возведения башни. Только они позволяли возвести это строение в довольно сжатые сроки. Башня должна была быть построена менее чем за два года.

Но проект башни, разработанный Эйфелем, был чисто инженерным решением возведения «трехсотметрового флагштока». Для оформления такого помпезного события, как Всемирная выставка, требовалось придать ему определенный архитектурный лоск. Поэтому к работе над проектом привлекли архитектора Стефана Совестра. Он внес свои предложения по улучшению эстетического облика башни:

  • обложить цокольные опоры камнем, что придаст нижней части башни более солидный вид;

  • ввести в проект арки, соединяющие опоры и нижнюю площадку, которые стали бы не только украшением, но и входом на выставку;

  • на уровнях башни сделать просторные помещения и застеклить их;

  • верхнюю часть башни сделать закругленной.

 

Ко всему этому Совестр добавил разнообразные декоративные украшения, и тогда проект был признан окончательным.

 

По трехстороннему договору от января 1887 года муниципалитет города Париж обязывался выплатить Густаву Эйфелю четверть суммы, необходимой для строительства башни. Это составило полтора миллиона франков золотом. Для сбора остальных денег в самом конце 1988 года было создано акционерное общество. В числе акционеров три банка и сам Густав Эйфель, внесший половину уставного капитала в 5 млн. франков. В обмен он получил башню в личную аренду на 20 лет. Затраты на строительство окупились еще в период функционирования выставки, а последующая эксплуатация башни принесла Эйфелю колоссальный доход.

 

На протяжении четырех десятилетий, вплоть до 1930 года, сооружение инженера Эйфеля являлось высочайшим строением на Земле. Не у дел остались пирамида Хеопса (высота 137 м), соборы в Ульме (161 м) и Кельне (156 м). Только постройка здания Крайслер Билдинг (Нью-Йорк, США) отобрала пальму первенства у творения Эйфеля.

Возведение Эйфелевой башни

Два с половиной года более трехсот рабочих воплощали задумку Густава Эйфеля в жизнь. Осуществить строительство в столь сжатые сроки позволили оригинальные решения Эйфеля. 12 тысяч деталей из металла должны быть соединены при помощи более двух с половиной миллионов заклепок.

 

 

Детали изготавливались заранее, по очень подробным и качественным чертежам. Заблаговременно сверлились отверстия под заклепки, еще до сборки была закреплена большая часть заклепок, более 60% от общего их количества. Работу по поднятию и закреплению элементов облегчало то обстоятельство, что максимальный вес детали не превышал трех тонн. На начальном этапе подъем осуществляли высокие краны, а позже Эйфель разработал и применил специальные подъемные устройства, использующие для движения рельсы, по которым в будущем должны были двигаться лифты. Криволинейная траектория движения этих подъемников с меняющимся радиусом потребовала дополнительных инженерных расчетов.

 

Проект Эйфеля предусматривал использование лифтов. Один из них был разработан однокурсником Густава. С инженером Эду он учился в Центральной высшей инженерной школе. Лифт Эду работал с помощью гидравлических насосов по принципу взаимоуравнивающихся противовесов. Он курсировал между вторым и третьим этажами сооружения. Гидравлические цилиндры имели длину 78 метров, подъем производился в два приема: достигнув высоты 175 метров, пассажиры переходили в другой лифт, который и доставлял их к площадке.

 

Этот лифт, как и два сохранившихся до наших дней лифта "Fives-Lill" (работают с 1899 года), не могли эксплуатироваться в период зимних холодов. Поэтому в 1983 году вместо ввели в эксплуатацию лифт фирмы "Otis". Четыре его кабинки с помощью электрического привода курсируют между этажами без дополнительной пересадки. В том же году лифты "Fives-Lill" также оснастили электроприводом, а старую гидравлику оставили в качестве музейного экспоната для осмотра туристами. В остальном же эти лифты точно такие же, как и в первые годы эксплуатации башни.

 

Поразительно, но за все время стройки не было зафиксировано ни одного несчастного случая, который привел бы к смерти строителя. Даже в настоящее время строительство таких масштабов редко обходится без этого, а для времени Эйфеля это было феноменальным достижением. Неудивительно, ведь вопросам безопасности инженер уделял самое пристальное внимание.

При рытье котлованов под фундамент рабочим пришлось бороться с грунтовыми водами. Недалеко от места строительства протекает река Сена, и вода легко просачивалась в вырытые ямы. Поэтому Эйфель прибегнул к технологии воздушного колокола, издавна использовавшейся при строительстве мостов. В кессон под каждой опорой накачивался воздух, который препятствовал проникновению воды. В такой обстановке землекопы могли спокойно выполнять свою работу.

 

Очень сложно было установить нижнюю площадку. К ней под нужным углом надо было прикрепить четыре громадных ��ак��он��ых ��по��ы. Для решения этой задачи был сооружен каркас из деревянных подпорок, а опоры временно поддерживались набитыми песком цилиндрами. Выпуская песок, Эйфель постепенно выравнивал площадку и добивался правильного угла наклона опор. Также для регулировки в фундаменты всех опор были встроены гидравлические подъемники. Сначала платформу выровняли в горизонтальной плоскости, после чего добились совмещения опор и арматуры платформа. Скрепив всю конструкцию заклепками, эти вспомогательные элементы и приспособления удалили.

В дальнейшем строительство велось непосредственно на башне. Парижане замечали медленный, но непрерывный рост детища Эйфеля, что вызывало у большей части из них восторг и восхищение.

Наконец, 31 марта 1889 года, несколько чиновников парижского муниципалитета, сохранивших достаточную физическую форму, совершили по приглашению Эйфеля первое восхождение продолжительностью 1710 ступеней.

 

Использование Эйфелевой башни

 

Первоначально никто не задумывался о практическом применении этого сооружения. Парижские власти, как основной заказчик возведения объекта, заботились о достойном уровне проведения Всемирной выставки 1889 года и не больше. По договору, заключенному при строительстве, башню предполагалось демонтировать после двадцати лет эксплуатации. Но история рассудила иначе.

 

Еще в процессе строительства выявилось большое количество недовольных сооружением. Особенно непримиримую позицию заняла творческая интеллигенция. Они опасались нарушения архитектурного облика столицы, что новое строение исказит историческое лицо города. Письменные обращения в мэрию Парижа приходили одно за другим. Триста самых известных французских деятелей культуры, среди которых были Ги де Мопассан и Виктор Гюго, выразили письменный протест. Они не желали в течение двух десятилетий созерцать эту железную конструкцию, находя ее отвратительной, смехотворной и слишком индустриальной.

При этом Мопассана регулярно видели в ресторане, который находился на первом этаже башни и назывался «Жюль Верн». Естественно, последовал вопрос, почему писатель обедает в этом месте, в строении, которое так ненавидит. Ответ был прост: этот ресторан был единственным местом в Париже, где Мопассан мог есть и не видеть ненавистного силуэта.

Эйфель с самого начала строительства не желал демонтировать свое детище. И на помощь к нему пришел технический прогресс, а именно изобретение радио. Эйфелеву башню использовали как самый высокий объект для размещения антенн. Уже в 1898 году был произведен обмен телеграфными сообщениями между башней и находящимся на расстоянии четырех километров от нее Пантеоном, а с 1906 года на верхушке располагалась постоянно действующая радиостанция. В годы Первой мировой войны это была самая мощная радиостанция стран Антанты. Так радио и военные спасли Эйфелеву башню от неизбежного демонтажа.

Также на вершине башни располагался пункт метеорологических наблюдений. Помимо трансляций радиопрограмм, с изобретением телевидения, главную достопримечательность Парижа стали использовать и для его нужд. Первые регулярные телевизионные трансляции начались в 1935 году. А в 1957 году высота башни увеличилась до 320,75 м за счет установки телевизионной вышки. Также появились десятки параболических антенн, обеспечивающие работу множество радиостанций и телевизионных каналов.

 

Эйфелева башня является одним из самых прибыльных инженерных проектов мира. Только за полгода работы Всемирной выставки на ней побывало более двух миллионов посетителей. Затраты на строительство окупились меньше, чем за два года. Так что средства, вложенные Густавом Эйфелем в возведение своего проекта, оказались одной из самых выгодных инвестиций своего времени. Верным было и его решение выкупить у своих партнеров все права на него.

 

До настоящих пор поражает легкость этой масштабной конструкции. Точная копия башни, ее модель, уменьшенная до высоты 30 сантиметров, имеет массу всего-навсего 7 граммов. Эйфелева башня наиболее часто фигурирует в сувенирах, привозимых из Франции. Любой человек, побывавший в Париже, обязательно привезет на память домой миниатюрную копию этого французского шедевра архитектуры и инженерной мысли. Башня является обязательным участником всех фильмов, действие которых происходит в Париже, независимо от кинокомпании и страны, в которой она расположена.

 

При посещении башни, налюбовавшись панорамами Парижа, можно заглянуть в оригинальный музей Эйфеля. На башне сохранился его рабочий кабинет, открытый для посещения. Проголодавшись, можно посетить ресторан «Жюль Верн», работающий с самого открытия башни. Высокие цены будут компенсированы красотой места и очень вкусной кухней.

 

• Экскурсия в Версаль и Фонтенбло - 65 €


 


• Экскурсия по Замкам Луары - 95 €


 


• Экскурсия в Нормандию - 105 €


 


• Шампань - 105 €


 


•  Брюгге, Брюссель (Бельгия) - 125 €


 



• Экскурсия в Мон Сен Мишель и Сан Мало (Бретань) - 135 €


 


 


Экскурсии в Париже